Новости

Родительский всеобуч

19

апреля

2021

Материал родительского всеобуча на тему

«Влияние физкультурных занятий и закаливания на формирование здорового ребенка» 

 «Гимнастика, физические упражнения, ходьба

должны прочно войти в повседневный быт каждого,

кто хочет сохранить работоспособность, здоровье,

полноценную и радостную жизнь».

Гиппократ

Одним из главных условий формирования личности ребёнка является обеспечение его нормального физического развития. Что и как нужно делать, чтобы укрепить и сохранить здоровье ребёнка, развить его выносливость и силы, физические способности, повысить сопротивляемость организма к болезням? Чтобы ответить на все эти вопросы, нужно понимать, что для обеспечения нормального физического развития необходимо соблюдать прежде всего гигиенический режим. На сегодняшнем родительском собрании мы рассмотрим некоторые аспекты организации режима дня ребёнка младшего и старшего школьного возраста.

  1. Что такое рационально организованный режим дня?

Режим дня - это рациональное, в соответствии с возрастными особенностями детей, распределение времени для сна, еды, различных видов деятельности и отдыха в течение суток. Основное требование режима- точность во времени и правильное чередование режимных процессов, смена одних видов деятельности другими.

Организация и повседневное выполнение режима жизни ребёнка способствует не только укреплению здоровья и нормальному физическому развитию, но и воспитанию таких необходимых качеств, как организованность и дисциплинированность. Остановимся на основных режимных моментах.

  1. Двигательная активность ребёнка.

Движение – главное условие нормального роста и развития организма. Ребёнок должен уметь разнообразно двигаться, иметь возможность развивать силу, ловкость, выносливость. Занятия физической культурой в семье должны стать в семье традицией, лишь тогда они принесут пользу. Данный вид деятельности повышает авторитет взрослых, желание подражать им, способствует складыванию дружных, доброжелательных взаимоотношений, воспитывают любовь к физической культуре, создают бодрую, дружную обстановку в семье.

Основные двигательные навыки, которые необходимо развивать - ходьба, бег, лазанье, метание. Поэтому во время прогулок необходимо дать ребёнку реализовать свою потребность в движении.

Если же говорить о старших школьниках, то они могут выдерживать значительные физические нагрузки, приближающиеся к возможностям взрослого человека. Физическое воспитание детей старшего школьного возраста является важнейшим фактором в формировании правильных пропорций тела, а также в развитии всех систем и органов. В этот возрастной период сохраняются еще не малые резервы для улучшения двигательных способностей, поэтому для их развития нужно систематически и целенаправленно заниматься физической культурой.

  1. Организация сна ребёнка.

Огромное значение в физическом воспитании детей играет правильно организованный сон, который, вследствие быстрой истощаемости нервной системы ребёнка, приобретает особую значимость. Полноценный сон является наилучшим лекарством от беспокойства.

Продолжительность сна ребёнка 7 лет - около 11-12 часов. Ученик средних классов успевает набраться сил за 9-10 часов сна, старших – за 9 часов.

Режим дня и качество сна школьника определяют:

  • насколько активным он будет во время учебы и после нее;
  • сколько новой информации усвоит;
  • насколько счастливым и бодрым сможет себя чувствовать всю четверть.

На уроках дети получают «явную» и «неявную» информацию. «Явную» ребенок запоминает осознанно, «неявную» — отрывками и как бы походя, случайно. Крепкий сон помогает мозгу «сделать уборку» — разложить по полочкам «неявную» информацию, чтобы после пробуждения она стала «явной» и пригодилась школьнику в решении сложных задач. Поэтому дети, привыкшие ложиться в кровать в одно и то же время и высыпаться, справляются с контрольными работами и экзаменами лучше ровесников.

Чтобы высыпаться, школьнику нужна удобная кровать, подушка и матрас, который даст мышцам расслабиться и поддержит позвоночник — это положительно повлияет не только на оценки, но и на осанку. А ровная спина — основное условие для гармоничного развития тела в подростковом возрасте и бодрости в зрелом возрасте.

  1. Закаливание ребёнка

В физическом воспитании дошкольников и школьников особое место отводится закаливанию организма. Под закаливанием понимают комплекс мероприятий, в результате которых повышается сопротивляемость организма влиянию внешней среды.

Многие родители не считают обязательным прогулку детей в выходные дни, перед сном. Прогулка – это хороший аппетит, бодрое настроение, спокойный сон. Умывание и мытьё рук холодной водой также относятся к повседневному закаливанию.

Средствами закаливания являются прежде всего естественные факторы природы: воздух, вода, солнечная радиация.

Положительный эффект закаливания может быть достигнут только при соблюдении трех основных правил:

  1. Постепенное увеличение силы раздражающего воздействия. Слишком резкие раздражители, применяемые с целью закаливания детского организма без предварительной подготовки, могут принести вред.
  2. Систематическое использование закаливающих процедур во все сезоны года. Перерывы в закаливании, а тем более прекращение процедур приводят к потере приобретенного эффекта.
  3. Учет индивидуальных особенностей каждого ребенка: состояние здоровья, физического развития и отношения его к закаливающим процедурам. Необходимо контролировать состояние здоровья и самочувствие ребенка.

Большое влияние на здоровье детей оказывает состояние воздуха.

Недостаточное проветривание детских помещений, отсутствие или сокращение прогулок с детьми, сон в непроветренном помещении – могут резко отразиться на физическом развитии детей.

Памятка

«Десять советов родителям.

Как правильно организовать физические упражнения дома».

  1. Семья во многом определяет поведение и установки ребёнка, в том числе его отношения к занятиям физкультурой. Как вы относитесь к физической культуре, так будет относиться к ней и ваш ребёнок.
  2. Поддерживайте в вашем ребёнке высокую самооценку – поощряйте любое его достижение, и в ответ вы получите ещё больше старания.
  3. Наблюдайте за поведением и состоянием ребёнка во время занятий физическими упражнениями. Причиной невыполнения требований, «капризов» могут быть различные факторы. Постарайтесь понять причину негативных реакций. В этом вам помогут глубокое знание особенностей своего ребёнка, его доверие.
  4. Ни в коем случае не настаивайте на продолжении занятий, если по каким-то причинам ребёнок этого не хочет. Выясните причину отказа, устраните её и только после этого продолжайте занятия. Если этого не делать, то возникнет стойкое неприятие любых занятий физическими упражнениями.
  5. Важно определить приоритеты вашего ребёнка в выборе физических упражнений. Практически всем детям нравятся подвижные игры, но бывают и исключения.
  6. Не ругайте ребёнка за временные неудачи.
  7. Не меняйте слишком часто комплекс упражнений. Если они нравятся ребёнку, пусть он выполняет их как можно дольше – в этом случае он прочно усвоит тот или иной навык, движение.
  8. Важно соблюдать культуру физических упражнений. Ни в коем случае не должно быть небрежности, исполнения «спустя рукава». Физкультура – дело серьёзное!
  9. Не перегружайте ребёнка: что доступно взрослому, не всегда полезно малышу.
  10. В процессе воспитания ребёнка вас должны сопровождать три незыблемых закона: понимание, любовь, терпение.